Что сможет сделать в Тольятти земляк Гергиева

В субботу, 14 октября, в Тольяттинской филармонии — выступление Тимура Зангиева, в этом сезоне — главного приглашённого дирижёра симфонического оркестра филармонии.

Он уже несколько лет дирижирует в одном из лучших музыкальных театров России. Его опекает маэстро Валерий Гергиев. Родился он в один день с Моцартом, и некоторые видят в этом особый знак. Как, почему и для чего надежда музыкального мира оказалась в Тольятти, «Дню города» рассказала директор Тольяттинской филармонии Лидия Семёнова.

Человек-оркестр

– Лидия Валентиновна, чем замечателен Тимур Зангиев?

– Впервые имя Тимура Зангиева появилось в афишном ряду Тольяттинской филармонии в 2006 году, когда ему было 12 лет. Сейчас ему вдвое больше, половина жизненного пути связана с Тольятти. Тогда это была очень короткая встреча Молодёжного симфонического оркестра. Мальчик, конечно, приковал к себе внимание своей одарённостью. После этого ежегодно со своим педагогом Анатолием Левиным приезжал на сессии МСО.

Как он сам рассказывает, первый раз он взял в руки дирижёрскую палочку, когда ему было семь лет. Тогда заболел педагог-дирижёр, и перед концертом Тимура спросили: «Ты можешь продирижировать?» Он ответил: «Могу». Взял палочку, пошёл на сцену. Так состоялся первый выход в качестве дирижёра.

Его мама — музыкант, по образованию дирижёра хора — разумно отнеслась к таланту сына. Может быть, с её подачи Тимур сам себя вполне сознательно начал готовить к дирижёрскому поприщу. В чём это выражалось? Знаю, что он играл на музыкальных инструментах разного принципа звукоизвлечения: скрипке, трубе, фортепиано. Из него получился отличный пианист, мы это слышали на сессиях Молодёжного оркестра.

Когда Зангиев приехал в Москву и стал учиться в школе Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, его основным инструментом осталась скрипка. Но в колледж он поступил на теоретическое отделение, где получил очень хорошую теоретическую базу по гармонии, сольфеджио — то, что потом ему позволило с ещё большей лёгкостью читать симфонические партитуры. А в консерватории учился уже на дирижёрском факультете у Геннадия Рождественского.

Он поступил в Московскую консерваторию в 17 лет. Вскоре получил приглашение стать стажёром дирижёров в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — это один из лучших оперных театров страны. Тут уж ему пришлось взять академический отпуск, потому что нагрузка и в театре, и в консерватории была слишком велика. Поэтому консерваторию он закончил не в прошлом, а в этом году.

– Что его связывает с Гергиевым?

– Оба они из Республики Северная Осетия-Алания. Безусловно, Гергиев очень пристально наблюдает за Тимуром Зангиевым все эти годы, опекает его и предлагает интересные проекты. Недавно они встретились во Владикавказе и дирижировали в одном концерте.

Дирижёрскую профессию принято считать профессией второй половиной жизни, потому что дирижёрами становятся уже сложившиеся музыканты, сделавшие исполнительскую карьеру. Наши дирижёры-стажёры Молодёжного симфонического оркестра сломали эту традицию. Обычным путём шёл только Валя Урюпин: он сначала закончил консерваторию как кларнетист. Но уже параллельно стал учиться в классе у Рождественского как дирижёр.

– Это действительно слом традиций, или ускорение? Сейчас же всё чаще мы слышим: в недалёком будущем человек за свою жизнь сделает 2-4 карьеры.

– В данном случае — всё вместе, включая даже то, что меняются законы о высшем образовании. Как правило, дирижёрское получается вторым высшим, а оно платное. Не всякий молодой музыкант сможет это осилить.

Почему он

– Может быть, рискованно делать главным приглашённым дирижёром музыканта, которого здесь помнят ещё ребёнком. Но этот ребёнок настолько творчески вырос, окреп и показывает такие удивительные результаты! Да и прежде чем мы пошли на этот шаг, он несколько раз дирижировал нашим филармоническим оркестром.

Я помню прекрасную работу: 3 и 4 части сюиты «Шехерезада» Римского-Корсакова, исполненные нашим оркестром, которым дирижировал Тимур. Я не могла поверить, что такие краски наш коллектив может выдавать! Без всякого преувеличения  скажу: это дирижёрское кудесничество — добиться подобной игры оркестра.

Если у каждого музыканта в оркестре свой инструмент, то для дирижёра инструмент — весь оркестр. И он играет так, как дирижёр слышит. Человек, не обладающий исполнительской волей и харизмой, не сможет настроить оркестр как единый инструмент.

В последние годы мы активно работаем над тем, чтобы дать представление нашему оркестру о разных дирижёрских почерках. И решили сделать выбор в пользу Тимура Зангиева, потому что, на мой взгляд, у него необъятные дирижёрские возможности.

Маршрут Тимура

– Как составлены программы абонемента Тимура Зангиева?

– Сейчас началась работа над первой программой. Будет звучать немецкая классическая и романтическая музыка, в частности — редко исполняемая Восьмая симфония Бетховена. Тимур признался, что и сам ещё ни с кем её не играл, ему интересно над ней поработать. А вторая часть концерта будет посвящена, в основном, немецкому романтическому композитору Веберу. Прозвучит редко исполняемое оригинальное произведение — увертюра к спектаклю «Турандот», «Приглашение к танцу» в оркестровой обработке Берлиоза. И даже имя Хиндемита в этой афише также связано с Вебером: нам предстоит услышать едва ли не самое популярное его сочинение — «Симфонические метаморфозы тем Вебера».

В следующем концерте, который состоится в день рождения Моцарта и Тимура Зангиева — 27 января — будет звучать австрийская музыка: Шуберт, Малер и Моцарт, конечно же. А концерты абонемента в апреле и июне будут посвящены русским композиторам — Рахманинову, Чайковскому, Стравинскому и Прокофьеву.

Я высказала Тимуру пожелание, чтобы оркестр в этом абонементе почерпнул что-то для себя именно с точки зрения развития оркестровой игры, исполнения разных оркестровок, различных пластов симфонической музыки, разных эпох. Это пожелание Тимур выполнил. Программа составлена очень объёмно. Думаю, получится очень интересное симфоническое путешествие. К тому же в концертах (или турах, как обозначено в абонементе) к нам в этом путешествии будут присоединяться замечательные солисты.

Проблемы — ерунда. Хорошо, что в оркестре есть музыканты!

– А вы не боитесь? А вдруг кто-то раз — и сфальшивит?!

– От случайностей не застрахован никто. Есть оркестры, которые не допускают сбоев. Но мы понимаем, что наш стремится к неким эталонам исполнения симфонической музыки. Уже положительным образом сказывается и постоянная работа нового основного дирижёра Владислава Ивановского, которому пришлось завершать прошлый сезон.

Безусловно, присутствие Тимура Зангиева даёт определённую уверенность в том, что программы концертов будут сделаны качественно. Кстати, многие дирижёры, работающие с нашим оркестром, отмечают желание музыкантов идти навстречу дирижёру, впитывать то, что им предлагают в плане интерпретации сочинений, оркестровой работы. Безусловно, в конце сезона мы подведём какие-то итоги с Тимуром. Но я уже вижу, что это интересная для оркестрантов работа.

Тимур приехал за неделю до концерта, каждый день идут репетиции, подробная оркестровая работа. Я благодарна музыкантам за то, что они идут на это. И вообще радует, что музыканты более активно потянулись самостоятельно заниматься оркестровыми партиями, да и ноты уже просят раздать заблаговременно. Значит, творческий рост при таком подходе неминуем.

Очень надеюсь, что исполнительское мастерство оркестра будет расти вместе с программами, которые заявлены как в абонементе Тимура, так и в программах, сформированных с участием основного дирижёра, Владислава Ивановского, и других приглашённых дирижёров. Кстати, совсем скоро, в начале ноября, нам предстоит встреча с ещё одним значительным дирижёром Алимом Шахмаметьевым из Санкт-Петербурга. Так что курс на новое качество взят всерьёз.

Наталья Мишанина

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс