Евгений Прасолов: «Тольятти заслужил свою консерваторию»

Говорят, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Евгению Прасолову, который в ближайшее время будет назначен на пост ректора Тольяттинской консерватории, предстоит это сделать.

— Евгений Николаевич, скажите, каково это быть ректором консерватории, которую закрыли, а затем вновь открыли?

— Начнем с того, что никто консерваторию не закрывал, у консерватории сначала приостановили лицензию, затем по решению арбитражного суда вуз лишили лицензии. Это было естественно на тот момент. Других вариантов в судебном порядке не было. Лицензия была приостановлена на основе неисполнения повторного предписания «за неверную и неточную информацию о научных работниках». На самом деле вся информация по научным работникам была предоставлена в полном объеме, но сейчас не хочу давать оценку происшедшему. Если бы меня или кого-то еще в похожей ситуации посадили в самолет и сказали бы: «Летите!»… Не знаю, взлететь, может быть, мы бы и смогли, даже лететь бы получилось, наверное, но вот приземлились бы? Вопрос спорный.

При лишении лицензии сценарий может развиваться по двум вариантам: либо принимается решение о закрытии вуза, либо принимается решение о повторном выходе на лицензирование. Как юридическое лицо консерватория не была ликвидирована. Я связывался с Минобрнауки РФ и провел несколько консультаций. Дело в том, что все вузы в вопросах лицензирования и аккредитации подчиняются федеральным структурам, хотя их учредителями могут быть как государство, так и регион, и город. В Министерстве мне объяснили, что по закону мы имеем право подавать заявление на повторное лицензирование. Никаких противоречий здесь нет.

— Давайте уточним хронику событий: 15 марта врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров заявил, что консерватория в Тольятти будет восстановлена. Что было далее?

— Далее, 23 марта, в Тольятти прошло расширенное заседание министерства культуры Самарской области и администрации города. В своем заявлении Д.И. Азаров озвучил два момента, касающиеся будущего консерватории: создать филиал какого-либо вуза или создать муниципальную консерваторию с последующей передачей в губернское подчинение и с соответствующим финансовым обеспечением от региона. Были предложения сразу открыть государственный региональный музыкальный вуз. Отмечу, что в России наберется полтора десятка подобных учебных заведений: Московский государственный музыкальный институт им. Шнитке, Оренбургский институт искусств, Тамбовский музыкально-педагогический институт, Магнитогорская консерватория, другие. Наиболее правильным с точки зрения юридических специалистов решением все-таки было восстановить муниципальную консерваторию. Также на совещании приняли решение о дорожной карте – последовательном плане действий.

— Известно, что для осуществления всех положенных по закону выплат при сокращении штата и оплаты труда работников, оставшихся в штате, для подготовки к получению лицензии, для получения самой лицензии городом будет выделено 15 млн. рублей. Можете перечислить основные положения дорожной карты?

 — Все положения направлены на одну цель – получение лицензии.

Во-первых, необходимо привести в порядок помещения. Как известно, главный корпус консерватории был передан городскими властями Центральной школе искусств. На тот момент это было приемлемо, так как финансирование консерватории муниципалитетом заканчивалось во 2-м квартале 2018 года, и здание необходимо было как-то сохранить и содержать. Сейчас за консерваторией закреплено здание музыкальной школы на ул.Мира, и, конечно, оно не приспособлено для наших нужд. Согласно формулировке дорожной карты «здание на площади Искусств будет передано в безвозмездное пользование». Поясню: в положении о лицензировании вузов РФ написано, что вуз может иметь помещения в форме собственности, по договору аренды, в безвозмездном пользовании. Филиалы федеральных государственных вузов, которых в недавнем времени было в Тольятти немало, размещались на арендованных площадях (детские сады, школы).

Во-вторых, областной министр культуры С.Филиппов поднял вопрос об обеспечении оборудованием и музыкальными инструментами. Все инструменты нами были оставлены в здании на площади Искусств. При безвозмездном пользовании мы будем иметь возможность пользоваться всем, а это: 4 этажа помещений, концертный зал с двумя концертными роялями, малый зал, духовые и народные инструменты и т.д.

В-третьих, необходимо выполнить предписания надзорных органов, касающиеся доступной среды. Многое в здании мы уже сделали раньше – расширили проемы в туалетах, сделали удобное крыльцо. Но теперь надо изменить пандус, в соответствии с новыми требованиями.

Наконец, в–четвертых, несколько месяцев назад вышел новый федеральный образовательный стандарт «ФГОС++», и все имеющиеся программы по специальностям требуют корректировки.

— 1 сентября 2019 года консерватория откроет свои двери для студентов?

 — Давайте не будем торопиться. Сначала получим лицензию. На корректировку и доработку всех требований уйдет 2-3 месяца. После подачи заявки на лицензирование ожидание решения согласно закона займет не более 45 рабочих дней. После этого срока можно говорить более конкретно о приеме.

— На этот раз городские и региональные власти поддерживают вас. Как вы думаете, с чем это связано?

 — В городе у власти теперь другие люди, они хорошо понимают значение культуры и искусства для городской среды. В области нас всегда поддерживали.

— Думаю,  для столь громкого и ответственного заявления необходимо было провести большую экспертную работу, сделать анализ ситуации, просчитать перспективу. Как удалось достучаться до властей?

— Мы широко доводили информацию до областных властей и губернатора. Принимали в этом участие.

— На какие специальности будет прием в 2019 году?

— Прием будем осуществлять по всем специальностям инструментального исполнительства – фортепиано, струнные, духовые, народные, ударные инструменты; также это будет вокальное искусство. Так как меня приглашают в жюри городских и региональных конкурсов, не понаслышке знаю о нехватке кадров теоретиков и руководителей хора. Поэтому мы также будем обучать специальностям — «История, теория музыки» (музыковедение) и «Хоровое дирижирование».

— Будет ли восстановлено среднее звено – колледж искусств?

— Его не будет. Однако надо понимать специфику и традиции музыкального образования в нашей стране. Ни одна консерватория сегодня не работает без базы СПО (среднего профессионального образования). При Московской консерватории существуют музыкальное училище и ЦМШ, при Гнесинской академии – также училище и школа-одинадцатилетка. Я сам являюсь выпускником Тольяттинского музыкального училища (сейчас это музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина), чем горжусь.

Между этим учебным заведением и консерваторией существовали искусственно созданные противоречия. В 1991 году мы предлагали объединить Школу искусств и музучилище. Администрация училища отказалась, и тогда нам пришлось в 1992 году открыть колледж, а в 1998 году на его базе была создана консерватория. Если мы объявим набор, естественно, абитуриентами должны быть выпускники СПО. Вопрос далее будет прорабатываться на уровне области.

— Давайте посмотрим на консерваторию с точки зрения обывателя. Для чего она все-таки нужна?

— Стоит признать, что мы живем в одном из крупных промышленных городов: один только Автозаводский район приравнивается по численности жителей к областному центру. Например, в Петрозаводске, где имеется консерватория, всего 300 тысяч жителей, в Астрахани (где одна из старейших консерваторий), жителей чуть меньше, чем во всем Тольятти. В целом же, наш город занимает 18-е место в России по количеству населения, и это единственный город, не являющийся субъектом федерации. Тольяттинцы должны иметь возможность жить в культурном городе. И какая разница, будет консерватория муниципальной, региональной или федеральной? Ведь фактически вам все равно, к какому ведомству относится зал филармонии, если вы взяли билет на концерт. Когда-то я говорил, что у Тольятти был шанс так и остаться рабочей слободой. Само слово «консерватория» символизирует определенный уровень, качество образования, статус во всем мире. Думаю, наш город заслужил консерваторию. Мы провели 21 международный конкурс, организовали приезд выдающихся мировых исполнителей, привлекли студентов из других городов, наши выпускники сегодня составляют более половины состава симфонического, народного и джазового оркестров филармонии. Коллектив Тольяттинской консерватории сделал очень многое для развития и поддержания культурной среды, даже в плане топонимики.

— Поясните?

— Территория, на которой расположены филармония и консерватория, сейчас имеет официальное название «Площадь Искусств». Мы собрали 500 подписей в поддержку и вышли с инициативой на топонимическую комиссию города с тем, чтобы закрепить это название на карте города, правда без изменения почтового адреса близлежащих зданий, (это потребовало бы дополнительного финансирования). Так оно и закрепилось.

— Как будет решаться вопрос с кадрами?

 — В требованиях федерального стандарта есть формулировка о том, что в составе профессорско-преподавательского состава вуза должно быть не менее 70% сотрудников c ученой степенью и званиями. В Тольяттинской консерватории их было всегда 80-85%, и к ученой степени приравниваются звания лауреатов международных конкурсов, звания заслуженных и народных артистов, деятелей искусств РФ. При создании консерватории в 1998 году мы брали опыт других музыкальных вузов. Например, в Горьковской консерватории, которую я окончил, работала и московская профессура. Мы делали также. На наших кафедрах преподавали Ю.С. Слесарев, много лет бывший деканом фортепианного факультета, С.И. Кравченко, заведующий кафедрой скрипки (оба из Московской консерватории), известный духовик Ю.С. Воронцов, баянист М.И. Имханицкий. Будем продолжать с ними сотрудничество. За 10 лет мы воспитали свои собственные кадры.

— Что вы сделаете в ближайшее время?

— Все документы на назначение ректора поданы. Планируется общая встреча с сотрудниками, на которой администрация города представит меня в этой должности.

Марина Максимова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий