Фабио Мастранджело: Тольяттинцам с «Тремоло» очень повезло

Фестиваль музыки и искусств «Тремоло» (ex. «Классика над Волгой») состоится в Тольятти с 25 по 27 июня и пройдёт уже в десятый раз.

Третий год художественный руководитель фестиваля — Фабио Мастранджело, «заодно» являющийся и членом попечительского совета «Тремоло». Послужной список маэстро Мастранджело впечатляет: питерский театр «Мюзик-Холл» и оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Мариинский театр и Национальный симфонический оркестр Татарстана…

Продолжать перечисление должностей и титулов родившегося в Италии и получившего в 2011 году российское гражданство именитого музыканта можно долго. Тем ценнее то, что Мастранджело, решивший однажды «попробовать» поучаствовать в работе фестиваля, оставлять эту деятельность не стал. И приезжает в Тольятти, по его словам, с неизменным удовольствием.

В телефонной беседе с «Днём города» Фабио Мастранджело рассказал о том, что его привлекает в идее «Тремоло», выразил уважение автору проекта Алексею Возилову, возразил консерваторам от классической музыки и заверил в том, что такой фестиваль — удача для любого города.

— Маэстро, насколько я понимаю, общаемся мы во время перерыва в репетициях «Мюзик-Холла». 

— Да, мы с коллегами репетируем программу, которую представим в большом зале филармонии Санкт-Петербурга. С нашим камерным оркестром выступят разные солисты, в том числе — Даниил Крамер, Борис Андрианов, Михаил Дзюдзе и другие достойные музыканты.

— Дирижёр-«классик» Фабио Мастранджело и пианист-джазмен Даниил Крамер — сочетание неожиданное и интересное.

— Никаких неожиданностей! Даниил — мой близкий друг, он замечательный музыкант. Мы с ним неоднократно уже играли вместе — и каждый раз это безумно для меня приятно.

— Несомненно, уже одна только работа в «Мюзик-Холле» отнимает уйму времени. А ведь есть ещё и немало других мест, оркестров, где вас ждут. Как удаётся, будучи буквально ежедневно всерьёз занятым, не забывать о том, что есть Тольятти, фестиваль «Тремоло»?

— Надеюсь, кстати, что я ещё очень-очень долго буду так же востребован, как сейчас, чего и всем желаю. Но о «Тремоло» я не то что вспоминаю иногда — действительно не забываю о нём. Это же по-настоящему сильный, достойный проект.

Да, со свободным временем у меня всё не очень просто — живу иногда просто в бешеном темпе. Но я когда-то дал слово организаторам фестиваля, согласился на участие в его жизни и развитии — и всё, что могу, делаю, причём с удовольствием.

В этом году по крайней мере два из трёх фестивальных дней я проведу в вашем городе. Тем более, с камерным оркестром «Мюзик-Холла» — «Северной симфониеттой» — нам предстоит принимать участие в программе «Страсти по опере». И это радует, потому что очень хочется продемонстрировать возможности музыкантов на фестивале.

— Алексей Возилов недавно рассказывал нам о том, что три года назад к его предложению приехать на фестиваль вы поначалу отнеслись настороженно — «что за Тольятти, что за фестиваль, кто такой Возилов». Что помогло тогда поверить в эту затею? Она ведь для нестоличного города действительно несколько авантюрна.

— Россия — это совсем не только Москва и Санкт-Петербург. И хорошая музыка должна звучать по всей стране, и подход к организации процесса должен быть серьёзным везде.

Сначала я согласился на разовое участие в работе фестиваля. И когда увидел планку, которую задали организаторы, решил продолжать. Фестивалем «Тремоло» занимаются люди с хорошим вкусом, знающие, чего хотят и как этого добиться. Именно это подкупает и помогает поверить в идею.

Алексей же мне уже тогда показался волевой личностью, человеком, страстно относящимся к своему делу. К тому же я хорошо понимаю, насколько непросто, особенно в последние годы, учитывая все проблемы в экономике, заниматься чем-то подобным. Надеюсь, жить фестиваль будет ещё очень долго.

— Фабио, вы родились и учились в Италии, впоследствии объездили весь мир и видели немало фестивалей. На берегу, у воды, на фоне гор в Европе играют часто?

— Сразу вспомнил оперный фестиваль в австрийском Брегенце — берег большого Боденского озера, плавучая сцена. Это очень зрелищное, масштабное и ежегодное событие. И даже не для сравнения, а просто хотелось бы, чтобы и тольяттинский фестиваль постоянно становился всё более масштабным.

«Тремоло» заслуживает этого, он и сейчас уже по-своему уникален. Его местоположение, ваша природа — всё просто великолепно. Таким фестивалем не только можно, но и нужно гордиться. Событием подобного уровня может похвастаться далеко не каждый и более крупный город.

Рад услышать от вас, что глава Тольятти согласился войти в число попечителей фестиваля — поддержка властей очень важна. Но ведь серьёзные руководители и не могут не понимать: на такие фестивали нужно обращать как можно больше внимания в том числе и потому, что они могут быть серьёзным инструментом, помогающим  экономике города, региона.

Это же во всём мире так: люди получают удовольствие от качественной музыки, приезжающие туристы оставляют на территории свои деньги. Да и складывающийся позитивный имидж тоже важен.

— На фоне популярных европейских фестивалей «Тремоло» действительно выглядит достойно, как говорят многие музыканты, или это обычная формула вежливости?

— Знаете, в России немало высокого уровня оркестров, солистов. И не вижу, почему не может быть, в том числе и в Тольятти, организованного на самом высоком уровне фестиваля. «Тремоло» по своему организационному и художественному уровню, кстати, превосходит некоторые значительно более «взрослые» европейские фестивали.

Истории бывают разные, не всё, что находится в Европе или Америке — золото. У тольяттинцев есть все основания гордиться своим фестивалем. Вам с ним действительно повезло.

— Вас, человека из музыкальной семьи, учившегося в солидных консерваториях и получавшего премии на национальных фортепианных конкурсах, не смущает исполнение классической музыки не в зале, а на открытом воздухе? Нет стен, занавеса, некоей атмосферы. И звук, говорят порой, не тот.

— А что тут может смутить? Если люди знакомятся или продолжают знакомство с большой музыкой на открытом воздухе — это отлично. Тем более, о чём почему-то многие не вспоминают, выступления серьёзных музыкантов на открытом воздухе — очень давняя традиция.

Да, если ты хочешь получать удовольствие от акустического уровня, достижимого лишь в театре, просто не покупай билет на опен-эйр — это право и выбор каждого. В зале и на открытом воздухе оркестры в принципе не могут звучать одинаково.

В свою очередь, в театральных стенах музыку не сопровождает красота, присущая площадке «Тремоло» в Тольятти, скажем. И атмосфера не лучше или хуже, а всё же менее свободная. Но ведь нормально и это.

Так что ошибка скептиков кроется уже в самой попытке сравнивать. Зачем пытаться сопоставлять такие разные формы? Для меня здесь вообще нет проблемы. Классическая музыка в исполнении достойных музыкантов — вот что важно.

 Александр Евгеньев

Фото: Официальный сайт Фабио Мастранджело (1, 2); Сергей Колосов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс