Наталья Тонковидова: В следующем году подготовим новую программу развития культуры

Как сообщал «День города» ранее, глава Тольятти Сергей Анташев определился со структурой городской администрации и первыми замами и персоналиями. В частности, городской культурой будет управлять Наталья Тонковидова, работавшая замом у предшественницы — Надежды Булюкиной и курировавшая учреждения дополнительного образования.

Поскольку в сфере культуры трудятся люди известные, любые события и изменения в ней быстро становятся достоянием гласности не только в профессиональной среде, но и среди широкой общественности. «День города» поспешил к новому руководителю департамента культуры с вопросами.  Вопросов много.

В минувшие пять лет в отрасли произошло несколько громких увольнений и неожиданных назначений. Напомним. С директором театра «Колесо» народной артисткой России Натальей Дроздовой не был продлён трудовой контракт. Формальный повод: нельзя совмещать должности директора и художественного руководителя, а Наталья Степановна совмещала.  К тому же театру выделили 24 миллиона рублей на ремонт, и «на пост директора нужен был человек, который сможет компетентно решать финансовые вопросы», – комментировала тогда министр культуры области Ольга Рыбакова. В результате, из театра вслед за Дроздовой ушла и изрядная часть коллектива.

Не продлили контракт и с директором музея «Наследие» (посвящён времени строительства ГЭС и переносу Ставрополя на новое место) Валентиной Казаковой. В этом случае учредителю — муниципалитету — не нравилось, что «Наследие» проводит мало выставок, был департамент культуры недоволен и другими показателями работы учреждения. Вслед за Казаковой музей покинули несколько ведущих сотрудников.

Когда не продлили контракт ректору консерватории Евгению Прасолову, неравнодушная общественность создала комитет спасения Тольяттинской консерватории. Люди подозревают, что это бывший мэр Тольятти Сергей Андреев хотел «задушить городскую культуру», а потому организовал проверки консерватории Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Неожиданностью стал и уход директора ДК «Тольятти» Владимира Колосова, его сменил человек из сферы медиа — журналист и менеджер Дмитрий Лоскутов. Как объяснил сам Владимир Аркадьевич, он ушёл по собственному желанию, а от нового руководителя «Бузинный (Алексей Бузинный, первый зам экс-мэра Сергея Андреева) ждёт новых доходов от коммерческой деятельности, а не за счёт бюджетных средств.

Словом, ситуация в отрасли накалилась настолько, что люди в период смены руководства ждут не только позитивных изменений, но и «восстановления справедливости». Кроме того, «Дню города» было интересно узнать, удовлетворён ли сам департамент культуры, инициировавший названные и не упомянутые перемены, полученными результатами.

«Анализирую и обобщаю ситуацию»

– Наталья Александровна, поздравляю с назначением. Как вы сами относитесь к нему? Какие ожидания от работы в новом статусе, цели и задачи?

– Спасибо за поздравление. Это знакомая для меня работа. Но не могу назвать её привычной, так как в сфере культуры всё очень динамично развивается — как в нашем городе, так и в стране. Основным приоритетом считаю решение накопившихся межведомственных вопросов в сфере дополнительного образования нашей отрасли. Потому что завтрашний день культуры города, области, страны зависит от того, какие ценности у наших детей. Мы совместно с директорами учреждений дополнительного образования подготовили предложения в Минкультуры РФ.

В то же время, я буду уделять равное внимание всем нашим учреждениям и направлениям.

– В предыдущие пять лет прошла серия громких увольнений и неожиданных назначений руководителей учреждений культуры. Я имею ввиду театр «Колесо» и музей «Наследие», консерваторию и ДК «Тольятти». В связи с этим по каждому у меня одни и те же вопросы: почему сменили предыдущего директора, какие были поставлены задачи перед новым руководителем, получилось ли то, что департамент хотел увидеть? Какие задачи ставятся сегодня?

– Сейчас я анализирую и обобщаю ситуацию, и сегодняшний разговор полезен, так как ваши вопросы и ответы на них могут являться точкой отсчёта моей работы в новом качестве.

По поводу обозначенных персоналий названных учреждений отвечу комплексно, а по поводу постановки и выполнения задач по каждому учреждению — отдельно. Почему комплексно? Я могу лишь дать свой личный субъективный анализ вчерашнего дня, соответственно, это не является догмой.

Мировая практика показывает, что раз в три-пять лет происходит смена топ-менеджмента для разрушения сложившихся связей и для преодоления комфорта в работе. В нашей стране более человеческий подход. Но любая новая команда ставит перед собой новые цели, так как люди надеются на улучшения и изменения. Каждый раз новые задачи требуют нового старания, развития — всегда надо с себя спрашивать и, образно выражаясь, не «засыпать в кресле». Поэтому тот, кто несёт ответственность в городском или ином масштабе, обладает полномочиями принимать решения и назначать тех людей, которых считает членами своей команды. Но от того, что люди покинули те или иные должности, они не перестали быть профессионалами.

Например, я уже встретилась с Владимиром Аркадьевичем Колосовым и предложила ему быть моим советником — учитывая его огромный опыт в сфере культуры. Мы уже договорились обновить состав Совета по культуре при департаменте культуры и провели ряд встреч.

Теперь отвечу по выполнению задач учреждениями.

«Колесо»

– Перед новым руководством стояли следующие задачи: разработать стратегию развития театра, обеспечить его стабильность, воспитание труппы, повышение зрительского интереса и доходности, введение театра в общероссийский контекст современного театрального процесса.

 Все поставленные задачи выполнены.

Погашена задолженность по всем договорным обязательствам. Впервые за много лет в театре «Колесо» появился художественный руководитель — Михаил Николаевич Чумаченко, профессор кафедры режиссуры РАТИ (ГИТИС), вице-президент Российского центра Международной ассоциации любительских театров и театров-студий при ЮНЕСКО. Главным режиссёром театра был назначен Владимир Геннадьевич Хрущёв.  Эти изменения положительно сказались на перспективном развитии творческого коллектива, укрепив его позиции как режиссёрского репертуарного театра.

За пять лет создана сбалансированная театральная труппа, которая обходится почти без ротаций. Качественно изменилась работа с актёрским коллективом и художественно-творческим составом в целом. Актёры и режиссёры принимали участие в нескольких творческих лабораториях.

В театре был создан проект «Самостоятельный актёрский эксперимент». Это внутренняя творческая лаборатория, где актёры имеют возможность реализовать свои смелые творческие замыслы. 16 февраля 2016 года на камерной сцене состоялся показ самостоятельной актёрской работы по одноимённому рассказу Джека Лондона «Мексиканец». Спектакль с интересом был принят зрителями и, по решению руководства, включен в репертуар театра.

В 2016 году театр получил приглашения для участия в девяти театральных фестивалях, по финансовым соображениям принято решение участвовать в пяти. Итогом стали диплом фестиваля «Соотечественники» (Саранск), диплом участника фестиваля малых городов (Тобольск), выступление коллектива с эскизом спектакля «Отрочество»в Ясной Поляне имело зрительский успех на фестивале «Толстой Уикенд» и широкий резонанс на всех крупных телеканалах России, радиоэфирах. Осенью планируется участие в театральном фестивале в Рязани со спектаклем «Чехов. Женщины»,  а также участие в фестивале  «Золотая репка» (Самара) с эскизом «Отрочества». В сентябре 2017 года театр приглашен на фестиваль «Волга театральная».

Два премьерных спектакля — «Чайка» Чехова и «Сон в летнюю ночь» Шекспира — были записаны и вошли в кинофонд телеканала «Культура».

Работа с партнёрами и спонсорами строится на систематической  долгосрочной основе. Благодаря этому удалось привлечь на развитие театра в 2013 году более 3 миллионов рублей. В 2014 году в качестве спонсорской помощи театру была предоставлена оргтехника, плазменные экраны, впервые за много лет обновлён и пополнен транспортный цех театра: «Ларгус» получен от дилера  АВТОВАЗа, «Приору» театр  приобрёл за счёт собственных средств.

Разработана программа абонементов, специально создан абонемент «К 50-летию АВТОВАЗА». Система абонементов  позволила, с одной стороны, расширить зрительскую аудиторию, с другой способствует формированию «зрительского ядра».

В октябре 2016 года открылась театральная студия «Премьера» для детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет.

Музей «Наследие»

По поводу «захвата» музея, как подаёт события журналист Сергей Мельник. «Захвата» нет. Фонды музея сохранены, работа со ставропольчанами и традиционные мероприятия проводятся. Увеличилось количество посетителей, расширился спектр предоставляемых музеем услуг — это способствует развитию музея, делая его действительно культурно-просветительским учреждением, вносящим вклад в культурную жизнь города.

«Всплакнула — это дом моих дедушки и бабушки, полное присутствие той жизни я ощутила здесь, в вашем музее. Спасибо за сохранение нашей прошлой жизни — это чудесно!» – так пишут в книге отзывов музея представители старшего поколения. «Мы узнали много нового и интересного о городе Ставрополе-Тольятти. Возникает и развивается гордость за свой Родной город!» – это мнение молодёжи.

«Наследие» стремится стать эффективным и перспективным музеем, сохраняющим, реконструирующим и транслирующим будущим поколениям историческое и культурное наследие в естественной жизненной среде. Работа музея в новых условиях переориентирована с «плача по утерянному городу» на популяризацию и развитие интереса жителей к истории и культуре своего города. Музей ориентируется на детскую и семейную аудиторию, проводит мастер-классы, вечера встреч, концерты, литературные вечера, семейные программы выходного дня, игровые программы. У него появляются партнёры среди творческих коллективов города, рассматривающих территорию ГМК «Наследие» как перспективную площадку, пользующуюся популярностью у горожан.

Я недавно встречалась с  Валентиной Андреевной Казаковой и Сергеем Мельником, и предложила им подумать над техническим заданием — как они видят поэтапное развитие музея, чтобы потом внедрять это через департамент культуры. Но моё предложение заключается не в трудоустройстве их на прежние места, я предлагаю сотрудничество на благо музея — в качестве общественных экспертов, с помощью грантовой поддержки.

Консерватория

– Новый ректор Тольяттинской консерватории в конструктивном режиме совместно с руководством города и области прорабатывает возможные варианты сохранения и развития учреждения. Постепенно структура, штатное расписание и документальная база приводятся в соответствие с требованиями законодательства.

С  1 сентября 2017 года прекращается финансирование программ среднего профессионального звена, так как это не относится к полномочиям органов местного самоуправления. В связи с этим, сейчас ректор ведёт работу по переводу оставшихся студентов среднего звена консерватории в Тольяттинский музыкальный колледж им. Р. Щедрина.

Передача Тольяттинской консерватории в ведение Министерства культуры Самарской области — единственно возможный вариант сохранения на территории нашего города высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Администрация подготовила и направила необходимые для решения вопроса материалы в Министерство культуры области. Ждём окончательного решения.

Увольнение главного дирижёра симфонического оркестра филармонии Алексея Воронцова и директора оркестра Татьяны Калягиной

Увольнение Воронцова и Калягиной произошло по их инициативе — они написали заявления: «Прошу уволить по собственному желанию».

Директор филармонии предложила Воронцову доработать спланированный им сезон (до конца июня). Последовал отказ. Тогда Воронцову предложили провести концерт симфонического оркестра в рамках юбилейных концертов к 25-летию филармонии, заключив с ним отдельный договор гражданско-правового характера.

Руководство филармонии вынуждено было срочно вводить в работу другого дирижёра, Владислава Ивановского, так как 5 марта 2017 предстоял очередной концерт с очень сложной программой (оперные сцены с солистами московских театров Витой и Георгием Васильевыми).

Ивановский — выпускник Тольяттинского музыкального училища, Российской академии музыки имени Гнесиных по двум специальностям — «Хоровое дирижирование» и «Оперно-симфоническое дирижирование».

На тот момент Ивановский работал руководителем симфонического оркестра в Тольяттинском музыкальном колледже им. Р.К. Щедрина, вернувшись в Тольятти три года назад после работы в Камерном оркестре Астраханской филармонии и Государственном духовом оркестре Югры в качестве главного дирижёра. Он неоднократно принимал участие в сессиях Молодёжного симфонического оркестра Поволжья и концертах фестиваля «Классика OPEN FEST».

Владислав Николаевич справился с задачей проведения концерта 5 марта, и 10 марта этого года перешёл в Тольяттинскую филармонию на основную работу в качестве дирижёра высшей категории.

Главная задача, поставленная перед филармонией, симфоническим оркестром и новым дирижёром — достойно завершить сезон, не сорвав ни одного запланированного концерта.

Сезон не только не сорвался, но был запущен новый проект с участием симфонического оркестра филармонии — «Ступени мастерства», в котором в качестве солистов выступали талантливые учащиеся и студенты тольяттинских учебных заведений искусств.

В симфоническом оркестре рабочая атмосфера, новый дирижёр смог расположить к себе музыкантов, прежде всего — профессиональным отношением к делу и своими человеческими качествами, добиваясь решения поставленных перед оркестром задач спокойно, без излишней напряжённости.

Обязанности инспектора оркестра продолжает исполнять артист симфонического оркестра Елена Жирнова. Место управляющего творческим коллективом пока вакантно. Решение по назначению управляющего будет приниматься в августе, когда оркестр выйдет из отпуска.

Следующий сезон для симфонического оркестра спланирован с участием Владислава Ивановского как основного дирижёра.

ДК «Тольятти»

– Задачи, которые ставились:  решить вопросы по снижению рисков банкротства, судебных претензий от государственного пожарного надзора, ликвидировать долги по заработной плате и коммунальным платежам, долги по просроченным кредитам и так далее.

С 2013 по 2016 годы эти задачи выполнены полностью. Кредитов и долгосрочных долгов в учреждении на 1 января 2017 года нет. Убытки предприятия снизились за три года с 20,2 млн. р. до 2,9 млн.р. Приведены в соответствие все нормативные документы ДК, решены вопросы с основными контролирующими учреждениями (Роспотребнадзор, Ростехнадор, налоговая, госпожнадзор и другие). Налажено обучение профильных специалистов Дворца.

Ещё одна задача, которая была поставлена — аварийный ремонт кровли, фасада и внутренней инфраструктуры ДК.

Выполнен капитальный ремонт кровли, внешнего фасада и технической башни. Восстановлен комплекс «Прометей» и часть фасада со стороны ул. Мира. Сделан косметический ремонт Большого зала (кресла, потолки, стены, обновили световое и звуковое оборудование), капитальный ремонт туалетов первого этажа (новая сантехника, трубы), кроме замены плитки и потолков. Аварийные и восстановительные работы идут постоянно. Темп и скорость зависят от привлекаемых Дворцом средств.

Третья важная задача, стоявшая перед  ДК «Тольятти» — привлечь дополнительные средства через социальное партнёрство и работу с попечительским советом в интересах Дворца. За три года привлекли более 5 млн. рублей.

Кроме того, руководству Дворца нужно было проработать вопросы снижения тепло- и энергопотерь учреждения. И затраты на тепло и электроэнергию в результате удалось снизить примерно на 16,5%. Несмотря на ежегодный рост тарифов, пока удаётся держать коммунальные затраты на уровне 2014 года.

И ещё одна задача стояла — реанимировать работы коллективов ДК и театра «Секрет».

Количество детей, занимающихся в ДК танцами, творчеством и театральной деятельностью, за три последних года увеличилось с 1000 человек в месяц до 1 500. Капитально отремонтировано и открыто дополнительно два хореографических зала. Театр «Секрет» за три года создал и включил в свой репертуар 7 новых полноценных спектаклей для детей и взрослых за счёт активной работы с благотворительными фондами Тольятти.

В 2,5 раза с 2013 года увеличилось количество прокатных мероприятий в ДК — благодаря ремонту зала и работе с прокатчиками. За это же время почти в два раза увеличилось количество собственных мероприятий — спектаклей, фестивалей, выставок и концертов.

В ноябре 2016 года заключен договор с Самарским «Домом дружбы народов» об открытии филиала на базе Малого зала ДК «Тольятти».  Официальное открытие филиала состоится в начале сентября.

 ДКИТ

– Основные задачи, которые ставились перед руководством этого учреждения — актуальная реализация дорожной карты, расширение спектра предоставляемых услуг, повышение уровня конкурентоспособности учреждения. За 2014-2016 годы по всем показателям, за исключением уровня заработной платы, дорожная карта исполнялась. Количество творческих мероприятий увеличилось на 83%.

С июня 2014 по июнь 2017 на приобретение через лизинг звука, света и светодиодного экрана было затрачено более 10 миллионов внебюджетных рублей.

– Однако с 16 июня со Светланой Гарпинченко, которая возглавляла ДКИТ с осени 2013 года, расторгли договор.

– К творческому коллективу ДКИТ вопросов нет, зато были к администрации этого учреждения,они неоднократно озвучивались. Учитывая, что с директором ДКИТ Светланой Гарпинченко расторгли трудовые отношения, не совсем этично сейчас публично конкретизировать причины. Мы обсудим приоритеты работы с новым директором ДКИТ и позже их озвучим.

«Будем писать новую программу развития культуры»

– Наталья Александровна, какие приоритеты в работе отрасли в ближайшие пять лет ставите вы, главы города и региона? Можно ли в современных экономических условиях рассуждать о проведении какой-либо политики в сфере культуры? Если да, то каковы приоритеты этой культурной политики? 

– Современные экономические условия, разумеется, оказывают влияние на функционирование и перспективы развития сферы культуры каждой территории. Мы работаем с учётом основных положений государственной культурной политики, учитываем региональные документы.

Основным документом планирования на среднесрочную перспективу остаётся муниципальная программа «Культура Тольятти», действующая с 2014 года. В следующем году будет подготовлена новая программа развития культуры — в соответствии с приоритетными социальными задачами, определёнными Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года.

Мы встречались с министром культуры нашей области и в ходе общения обсудили четыре основных проблемных вопроса, которые надо решать совместными усилиями. Это выполнение «майских» Указов президента РФ по повышению зарплаты, перевод тольяттинской консерватории в государственное учреждение, реализация мероприятий 50-летия ВАЗА и реализация предпрофессиональных программ в учреждениях дополнительного образования нашей отрасли.

– Планируются ли сокращения в отрасли — кадровые, финансовые, материальные?

– Финансирование отрасли ежегодно сокращается. Увеличивается  процент расходов на содержание имущества за счёт средств, полученных от приносящей доход деятельности. За последние четыре года произошла оптимизация  штатной численности работников культуры на 272,5 единиц. При этом средняя зарплата работников учреждений культуры за последние 4 года увеличилась в 1,7 раза, педагогических работников образовательных учреждений сферы культуры — в два раза.

К сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией в городе последние два года дополнительные средства на увеличение заработной платы не выделялись. Но мы работали в данном направлении. И на этой неделе депутаты думы Тольятти внесли изменения в бюджет, чтобы поднять зарплату работникам культуры.

Наталья Мишанина

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс