Обо всем, кроме кенгуру

Один из организаторов фестиваля Short+Sweet Грег Долгополов про австралийское кино.

Представлять фестиваль австралийских короткометражек в Самару приехал киновед, профессор кинематографии и австралийского кино в Сиднее Грег Долгополов. Программа Short+Sweet оказалась настолько успешной, что в Самаре «КиноВертикаль» покажет ее повторно 28 июня в 19.00. Воспользовавшись моментом, корреспондент «ВК» поговорил с Грегом Долгополовым о том, как формировать образ Австралии через короткометражные фильмы, и какое российское кино предпочитают в Австралии.

Побег от стереотипов

— Как думаете, какой образ Австралии возник у тех, кто посмотрел программу Short+Sweet? В Самаре впервые проходит показ именно австралийского кино.

— Затея включала единственный принцип: «пожалуйста, лишь бы не было кенгуру». Потом, конечно, было забавно, когда я увидел рекламу перед началом нашей программы. Боже, там были кенгуру, и они еще ходили по пляжу. Вы же понимаете, что кенгуру на пляже редко ходят — им там делать нечего. Это стало сюрпризом. Ведь для нас главное было показать, что Австралия — это больше, чем кенгуру и другие мохнатые зверьки. И помимо всего прочего, это была просто попытка выбрать лучшие фильмы, и сделать программу многосторонней. Единственное, чего не хватало, на мой взгляд, это документального фильма. Была задумка показать один — Wolf, но он очень темный, про депрессию и про человека, который был клинически болен. В итоге, я подумал, что это не всех порадует, и мы решили исключить его из показа.

— По программе можно сказать, что все стереотипы об Австралии разрушились — ни одной серфинг-доски, ни моря. Это хорошо или все-таки плохо?

— Мне кажется, что иногда просто нужно уйти от стереотипов. Да, хорошо показать стереотипы, ведь есть причины, почему они существуют. Но с другой стороны, хочется подтолкнуть зрителей увидеть что-то иное. Мы просто маленькими шажками ушли от привычных образов.

— Вы сказали, что убрали фильм Wolf. Но, тем не менее, в программе было много острых социальных лент, поднимающих какие-то проблемы. Что это? Австралия особенно интересуется этими темами, или это просто специфика короткометражек?

— Австралийцы реально этим интересуются. Даже слишком много. Государство поддерживает киноиндустрию. Вы пишете заявку, что хотите снять фильм, например, про экологию, или про какие-то меньшинства. И эту идею поддерживают, ведь меньшинствам нужно помогать. Но не все подобные фильмы зрительские. Здесь нужно найти определенный баланс. Государство и чиновники реагируют, когда пишешь что-то плачевное. Но было бы идеально, если не чиновники, у которых мало опыта в работе с кино, а специалисты со специальным кинематографическим опытом просматривали эти заявки, как, например, делается в России. У специалистов более чуткое понимание, что хочет аудитория. А аудитория не всегда стремится смотреть социальные драмы. Но, возможно, это стиль австралийской демократии. В том плане, что в кино о таких проблемах говорить эффективнее, чем, например, через СМИ. И только кино может спровоцировать начало разговора о какой-то проблеме и изменить что-то в социальном плане.

Российское кино не только для русских

— Можно сказать, что вы посол российского кино в Австралии. Самый крупный фестиваль нашего кино «Российское возрождение» проходит под вашим руководством. Скажите, как российское кино воспринимают в Австралии? На этот фестиваль ведь ходят не только русскоговорящие австралийцы?

— Конечно. Первые три-четыре года, когда мы начинали этот фестиваль, к нам приходила в основном русскоязычная публика. Не забывайте, это было еще время видеокассет, и их было трудно достать. Были ларьки, которые давали их в прокат или продавали, но было сложно. И, конечно, для российской публики наш фестиваль был подарком. Сейчас все скачивают из Интернета. И мы понимаем, что нам здесь следует делать акцент на новинки, так как их еще трудно найти в сети. Например, мы первые в мире показали «Географ глобус пропил». Но у нас не всегда получается показать что-то до проката в России. Возможно, это не самый существенный момент, но премьеры помогают нам завоевать именно русскоговорящую публику.

— А есть ли вообще в Австралии интерес к российскому кино?

— Задумка фестиваля «Русское возвращение» была в том, что мы стараемся привлечь именно англоязычную публику. Наши зрители могут быть и коренными австралийцами, и китайскими австралийцами — все наши фильмы мы показываем с субтитрами. Мне кажется, что за пятнадцать лет существования нашего фестиваля австралийцы стали более положительно относиться к России. Они понимают, что Россия — это не только Чехов и Толстой, а что это многогранная страна с собственными интересами, не только политическими, что здесь есть любовь и красота. Конечно, очень трудно давать аннотации к русским фильмам. Здесь постоянно фигурирует фраза «симпатичная девушка». Я стараюсь найти другую формулировку и акценты, чтобы дать понять, что российское кино — это не постоянные фильмы о девушках и о любви. Наш фестиваль очень большой — мы разъезжаем по всем большим городам Австралии и показываем его в Новой Зеландии. У нас семьдесят процентов аудитории не русскоговорящие.

Кино, которое радует женщин

— У вас очень разнообразная программа на фестивале «Российское возрождение». Есть как «Нелюбовь» Звягинцева, так и «12 стульев» Гайдая…

— У нас каждый год ретроспектива. Мы показываем популярную классику, авторское кино и фильмы, рассчитанные на женскую аудиторию — сентиментальное кино, драму, романтические комедии. И именно они у нас самые популярные.

— Какие, например?

— Например, мы не рассчитывали, что будет большая аудитория на фильмы про космос в прошлом году. Вот были «Салют-7» и «Время первых», и мы не думали, что на них пойдут. Да, мы знали, что это классное кино, но… В итоге, на них пришло очень много людей. При этом, были сторонники как одного фильма, так и другого, но странность еще в том, что не было тех, кому бы понравились сразу две ленты. У нас еще очень любят современные романтические комедии. Может быть, потому что они показывают Россию примерно такой, какая она есть глазами молодежи. Есть такое представление, что в России очень хорошо снимают исторические костюмные драмы. На это у нас постоянно идут. Например, четыре года назад было очень много людей на фильме «Василиса», где рассказывается судьба русской молодой девушки во времена Наполеоновских войн. Знали, что этот фильм, может быть, не самый лучший, но в этом жанре он хорош. Была история с фильмом «Тарас Бульба». Мы его показали, потому что очень любим актера Богдана Ступку и потому, что это прекрасное произведение. Я и мой коллега Николай Максимов впечатлились этой лентой. Но наша аудитория в основном женщины, и я помню, как все мои подруги среагировали на него: «Что ты сделал? Это кровопролитие на два часа». Мы после этого опомнились, и теперь смотрим, исходя из принципа — что порадует женщин. Например, у нас очень хорошо пошел фильм «Елена».

— Неудивительно, Звягинцев знаменитый во всем мире режиссер…

— Да. «Левиафан» был в широком прокате — он заработал миллион долларов. Это много для неанглоязычного фильма. «Нелюбовь» не была такой же успешной. Мы ее показали, конечно, и к нам пришло много зрителей. Но потом, в широком прокате… Понятно, что «Нелюбовь» выиграла много премий, и этот фильм очень хороший и его стоит обсуждать, но в прокате он прошел не столь хорошо.

— Ждать ли в следующем году Short+Sweet в Самаре? Будет ли фестиваль австралийских короткометражек путешествовать по России, или это все-таки разовая акция в честь чемпионата мира по футболу?

— Я был бы очень рад. Я с колоссальным удовольствием привозил бы этот фестиваль в Россию. Мне в Самаре реально хорошо. Мне приятно делиться этим фестивалем с публикой. Конечно, в рамках чемпионата мира люди очень хорошо отнеслись к фестивалю, и, думаю, что и посольство это тоже порадует. Впервые в России так представляется кино Австралии, и мы с удовольствием будем планировать дальнейшее сотрудничество.

Источник: «Волжская Коммуна»

Текст: Ксения ГАРАНИНА

Фото: Андрей САВЕЛЬЕВ

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий