Почему в Тольятти «Виртуозы Москвы» стоят в два раза дешевле

Отчетный репортаж о концертах «Виртуозов Москвы» в Тольятти в девяти случаях из десяти начинают словами о том, что «это всегда огромное культурное событие» — и это правда, вот только правильно ли мы понимаем — почему это так? Ответ-то прост и неприятен — больше никакие другие именитые оркестры к нам не приезжают. Никогда. Вообще. Совсем. Потому и «огромное», потому и «событие». Меня, разумеется, поправят в комментариях и вспомнят что-то, но это будет исключением, лишь подтверждающим правило — именитые оркестры и тольяттинская публика неинтересны друг другу. Посетив вчера концерт, «День города» в очередной раз вспомнил, почему так сложилось. 

По концертам «Виртуозов Москвы» я могу вспоминать свою собственную биографию. Вот 1990 год, я учусь в музыкальной школе, и мы едем в ДКиТ (я первый раз в нем тогда и оказался).

«Виртуозы Москвы» — молодой самобытный коллектив, первый коммерческий оркестр в СССР, полностью состоящий только из мужчин. Учителя при этом, смеясь, добавляли, что и национальности они все тоже одной, но я в ту пору еще не понимал шуток на еврейскую тему. Спиваков — еще жгучий брюнет, хотя учительницы при этом, смеясь, добавляли, что «краска хорошая, наверняка импортная», но в этом я ничего не понимаю до сих пор.

Нас, юных духовиков, возили посмотреть на Сережу Накарякова — 13-летнего мальчика, лихо лабающего «Венецианский карнавал» Жана-Батиста Арбана.

На видео — тот же 1990 год, только оркестр другой.

А вот 1996 год, Спиваков привез «Антиформалистический раёк» Шостаковича — необычное, непонятное произведение, сложно зашедшее в тольяттинскую публику. Маэстро сам вел концерт, рассказывал про музыку, а заодно и поздравил «своего друга Сергея Жилкина» с победой на выборах мэра, добавив, что «очень рад, что мэром избран именно он».

Аплодисментов, вопреки ожиданиям маэстро, тут не прозвучало — дело происходило в ДК «Синтезкаучук», половину зала составляли сотрудники администрация Центрального района, горой стоявшие на тех выборах за Анатолия Степанова. Кажется, я тогда первый раз столкнулся с публичным проявлением политического конфликта.

А вот 1998 год, Саратов, где я учился в консерватории, местный оперный театр, в котором выступали «Виртуозы Москвы». Толпа студентов осадила здание — денег на билет у нас, разумеется, не было, но мы ж все знали, что к Спивакову студентов-музыкантов пускают бесплатно — сидеть на сцене, стоять в проходах. Но в этот раз что-то пошло не так, и нас не пустили. Мы не расходились, скандировали «Спи-ва-ко-ва! Спи-ва-ко-ва!», писали какую-то записку на имя маэстро, с кем-то передавали, но безрезультатно.

В итоге оттеснять нас от здания и рассеивать по площади взялся усиленный наряд — и это был первый случай, когда мне заламывала руки за спину милиция.

Хотя нет. Не первый…

В общем, не знаю как для Тольятти, а для меня лично концерт «Виртуозов Москвы» — это действительно всегда «огромное культурное событие». И хоть Спиваков давно уже не жгучий брюнет, а седой «ёжик», и хоть в оркестре с тех пор появились немногочисленные, но женщины, и хоть принцип национального отбора, если и вправду существовал, то уже давно нарушен, и хоть он уже давно не коммерческий, а самый настоящий государственный — я всякий раз с замиранием сердца меняю майку на рубашку перед концертом этого замечательного коллектива.

Музыкальная пауза — соло на пишущей машинке.

Но вернемся к вопросу «огромного культурного события». Каждый приезд «Виртуозов» действительно вызывает в Тольятти неподдельный ажиотаж. На концерт приходит городская элита в полном составе. Дамы надевают лучшие платья.

Прямо на сцену выставляются около семидесяти стульев для всех студентов-струнников города — смотреть на технику игры мастеров поближе (впрочем, это общая практика Спивакова). Сам Владимир Теодорович в Тольятти причислен к лику святых является почетным гражданином города — причем абсолютно по заслугам, он «крестный отец» (в хорошем смысле) тольяттинской культуры.

Сколько детей он вывел в люди, сколько инструментов подарил, как повлиял на появление в городе филармонии и Молодежного симфонического оркестра — это надо отдельную статью большую писать.

Но все же — почему столько внимания и волнения? Почему ажиотаж?

Ответ находится в области математики. «Виртуозы Москвы» — это единственный оркестр категории А, который приезжает в Тольятти более-менее часто (в среднем — раз в два года).

Это надо выделить жирным шрифтом: если «Виртуозы Москвы» перестанут приезжать в Тольятти, то мы больше нигде не услышим и не увидим в одном месте такое количество первоклассных музыкантов, исполняющих не самую заезженную музыку.

Другие оркестры, может быть, тоже приезжали бы, но тольяттинская публика не купит на них билеты — дорого, да и их бренды в Тольятти не столь раскручены.

Немного цифр. Организатор концерта — Тольяттинская филармония — и так вынуждена проводить концерт «Виртуозов» не в хорошем с точки зрения акустики филармоническом зале, а в менее подходящем для живой музыки зале ДКИТ. Звук в нем похуже, зал глуховат (он короткий, звуку негде летать), зато в нем 1200 мест — против 609 кресел филармонии.

Билеты на концерт стоили от 800 до 3500 рублей, что для Тольятти очень дорого. Но сегодня эта же программа звучит в Самаре — билеты стоят от 3200 до 6500 рублей. Завтра в Саратове — билеты от 1500 до 6000. Послезавтра в Волгограде — от 1500 до 5000. Почему у нас дешевле?

Открою страшную тайну: Тольяттинская филармония провела концерт «Виртуозов» себе в убыток. Доплатила музыкантам из собственной кассы — лишь бы концерт провести. Так сказать, в качестве подарка городу в юбилейный год со дня основания (280 лет Тольятти в этом году).

(УТОЧНЕНИЕ: Как отдельно сообщила филармония, ситуация с деньгами оказалась чуть сложнее, чем мы себе представляли, см. Филармония уточнила финансовый аспект концерта «Виртуозов Москвы»).

Можно было попытаться поступить цинично — отсечь малоимущих любителей искусства, выставить реальный ценник за билеты, собрать лишь богатую и респектабельную публику. Но концерт пришлось бы отменять, ибо в Тольятти нет столько богатой и респектабельной публики, чтобы ею можно было бы забить зал ДКИТ по пять-шесть тысяч рублей за посадочное место.

Господа, вы понимаете, что происходит? Мы с вами — нищеброды. Мы сидим на шее у муниципального предприятия, мы водим своих женщин в дорогих платьях на спиваковых, а билеты нам дотируют за счет прибыли с других концертов — с детских абонементов филармонии, например. Как вам такой пустячок?

Концерт был назначен на 19:00, репетиция на 17:00, журналистам разрешили присутствовать. Около сорока минут музыканты репетировали без дирижера. Процессом руководил концертмейстер оркестра, первая скрипка Алексей Лундин. Одного из скрипачей он попросил сесть в середину зала — оценить акустику.

— Ну что там слышно, Лёвушка? — спросил Лундин через несколько минут.

— Глуховато.

Так что акустические «достоинства» зала ДКИТ не стали сюрпризом для «Виртуозов».

Контрабасист оркестра Григорий Ковалевский пришел на репетицию позже остальных. Он единственный, кто работает в оркестре с первого дня его существования (не считая Самого) — это, конечно же, дает некоторые привилегии.

Но и появившись в зале, Ковалевский не встал за контрабас. Он удобно сел в третьем ряду:

— Сыграйте что-нибудь.

Оркестр исполнил Шнитке, Ковалевский сделал несколько дельных замечаний по штрихам. Ну а что, все-таки Народный артист России — единственный, кроме Самого, но Спиваков Народный артист СССР, что считается покруче.

Тут появился и маэстро.

Странно, что на репетиции не было студентов — для них этот процесс гораздо важнее концерта. Полезно же послушать, на что обращает внимание Спиваков, какие замечания делает.

Репетиция окончилась за полчаса до начала концерта. А нам еще хотелось успеть пообщаться со Спиваковым. Мне, например, было интересно, почему он в детстве из всех инструментов выбрал именно скрипку.

Очень интересовало, поддерживает ли он отношения с Владимиром Каданниковым. Ведь вся дружба Владимира Теодоровича с нашим городом началась именно с их знакомства. Спиваков не раз называл Каданникова своим другом, не раз просил его поддержать деньгами хорошие дела типа Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Вот я и хотел спросить — удается ли видеться сейчас?

Ничего не удалось спросить — вазовское телевидение невозможно было остановить.

Концерт был замечательный. Собралась практически вся городская элита. Мне даже стало не по себе от такого количества людей в одном месте, о которых я когда-либо писал какие-нибудь гадости. По рассадке в зале можно было составлять инфографику «Кто есть кто в Тольятти». Я-то сидел на краешке этого раскинувшегося в ширину короткого зала, и весь звук пролетал справа от меня — прямо в лица известных банкиров, дилеров АВТОВАЗа, именитых строителей. Пришел даже Николя Мор — по его собственным словам, он первый раз в Тольятти оказался на концерте. Вот как, даже француза накрыл ажиотаж.

Как бывшему, но все-таки музыканту (мы бываем бывшими, в отличие от сотрудников ФСБ), мне хорошо знакомы сюрпризы, которые может преподнести тольяттинская публика. И к чести наших сограждан отмечу, что в сравнении с 90-ми годами произошел качественный скачок: по залу во время выступления не ходил вообще никто.

Кроме того, ни разу ни у кого не зазвонил телефон. Вот у Спивакова на репетиции звонил — стандартный айфоновский рингтон, немедленно подхваченный на скрипке Алексеем Лундиным (реально было смешно). А у нас — ни звука.

Нам осталось освоить ровно две вещи. Первая — не хлопать в ладоши между частями одного произведения. Об этом по-прежнему особо предупреждает ведущая концерта. Об этом не предупреждают больше ни в одном городе, только в Тольятти.

Второе — не надо дарить артисту подарки во время выступления. Между второй и третьей частью сюиты Пьяццоллы Владимиру Теодоровичу  не только похлопали, не только подарили цветы, но и преподнесли в подарок картину (видимо, местные художники).

С этими элементами «Поля чудес» надо что-то делать, иначе в следующий раз Спивакову подарят халат и банку огурцов…

Александр Гремин

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий