Тольяттинским детям нравятся виммельбухи, «Вредные советы» и потомок месопотамских котов

Российские школьники — лучшие читатели в мире. К такому выводу пришли специалисты Министерства образования и науки РФ, изучив результаты международного исследования PIRLS. А «День города», в свою очередь, выяснил, какие литературные произведения заставляют тольяттинских мальчиков и девочек вновь и вновь тянуться к книжной полке.

Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) — это мониторинговое исследование качества начального образования. Последнее исследование показало, что учащиеся России и Сингапура являются самими успешными в овладении чтением. Четвероклассники этих стран показали лучшие результаты среди 50 государств-участников. Но именно российские школьники лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения.

У наших юных соотечественников самые высокие результаты при чтении художественных и научно-популярных текстов. Дети продемонстрировали баланс умений, необходимых для приобретения читательского опыта: найти информацию и сделать простые умозаключения, интегрировать, интерпретировать, оценивать содержание и форму текста.

Проведённое исследование (PIRLS) даёт понять, что за последние 15 лет уровень читательской грамотности российских младших школьников значительно повысился. Число учащихся, показавших высший уровень читательской грамотности в соответствии с международными стандартами, увеличилось почти в 10 раз — с 3% до 26%.

Эти дети успешно читают, понимают и интерпретируют содержание текстов, состоящих из 800-1000 слов. Число учащихся с низким уровнем читательской грамотности (за всё тот же 15-летний период), наоборот, сократилось с 16% до 5%.

Специалисты, которые работали с детьми из 50 стран, констатируют: «Хорошие читатели растут в хорошей образовательной среде».

Наивысшие достижения учащихся по чтению связаны со следующими факторами:

— наличие в семье значительного числа ресурсов для обучения ребёнка (книги, условия для учебных занятий, высокий уровень образования и профессиональной квалификации родителей);
— наличие дома достаточно большого числа электронных устройств;
— положительное отношение родителей к чтению.

Кроме того, исследователи отмечают, что успешному обучению чтению способствуют два важных момента:

— до поступления ребёнка в школу родители отводят значительное время на занятия с ним деятельностью, связанной с чтением и письмом;
— ребёнок посещает дошкольное образовательное учреждение. В частности, в России это детский сад.

Добавим, тест PIRLS признан международным сообществом экспертов лучшим современным измерителем читательской грамотности юных граждан страны. Если есть желание подробнее ознакомиться с выводами исследователей, то вы можете сделать это здесь.

А нас, кроме прочего, заинтересовали литературные предпочтения маленьких тольяттинцев. Чтобы получить ответ на свой вопрос, мы обратились к директору Объединения детских библиотек Марине Козловой. По её словам, рейтинг наиболее популярных книг был составлен как раз недавно. Естественно, с разбивкой по возрастам.

В формулярах дошкольников чаще всего фигурирует детская классика: сказки Александра Пушкина, Корнея Чуковского, переводы Бориса Заходера, стихотворения Самуила Маршака, Сергея Михалкова, рассказы Евгения Чарушина.

Среди зарубежных авторов родители выбирают книжки в картинках Свена Нурдквиста (серии про Петсона и его котёнка Финдуса), Эрика Карла («Очень голодная гусеница»), Джайлз Андрэ («Танцующий жираф»). Кроме того, не пылятся на полках книги «гляделки-находилки» или виммельбухи (серии книг Ротраут Бернер, а также «Найди и покажи»).

Руководитель Объединения детских библиотек Тольятти заметила, что в читальных залах нашего города регулярно проводятся встречи с современными авторами. Именно после таких диалогов родители стали выбирать для совместного чтения книги тольяттинских детских писателей — Галины Цыплёнковой, Елены Губиной, Надежды Бразукевич и так далее.

Дети, которым от 6 до 12 лет, как правило, изучают юмористическую советскую литературу — рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского («Денискины рассказы», «Смешные рассказы о школе»), «Вредные советы» Григория Остера.

Подростки от 12 до 16 лет любят фэнтези и книги о жизни и приключениях их сверстников. Самым популярным героем последних лет является Гарри Поттер из романов Джоан Роулинг. Кроме этого, особый интерес юноши и девушки проявляют к фантастическим романам Терри Пратчетта («Безумная звезда», «Движущиеся картинки», «Цвет волшебства» и другие), к книгам про Таню Гроттер российского писателя-фантаста Дмитрия Емца.

Поклонники жанра «Приключения» берут книги Эрин Хантер «Коты-воители» (серия романов о четырёх племенах диких котов, которые воюют между собой) и СФ Сейд «Варджак Лап» (повесть о приключениях юного потомка благородных месопотамских голубых котов).

Тольяттинские старшеклассники (14-15 лет) неравнодушны к «Вину из одуванчиков» Рея Брэдбери и нередко уносят домой роман «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.

Из современной подростковой классики лидерами читательского спроса в Тольятти на сегодняшний день являются: книги Тамары Крюковой, произведения белорусского творческого тандема Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак («Время всегда хорошее», «Типа смотри короче», «Правдивая история Деда Мороза», «Я хочу в школу!»), городское фэнтези самарской писательницы Виктории Ледерман — «Календарь Ма(й)я», «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д»», «Уроков больше не будет!», «Первокурсница».

Добавим, ежегодно в детские библиотеки Тольятти приходит столько человек, сколько проживает в нашем городе — 700 тысяч, из них уникальных пользователей — 60 тысяч человек.

Редакция DayTLT

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс