Тольяттинцы в Надьканиже: побратимство, «Чардаш» и Сергей Андреев без балалайки

Совсем недавно музыканты тольяттинской филармонии выступили на Дне города в Надьканиже – венгерском побратиме Тольятти.

Мы поинтересовались у участников вояжа: что, кроме возможности отвлечься от текучки и развеяться, дают такие контакты и поездки. А также узнали о находчивости тольяттинских музыкантов, их готовности пойти на расходы ради значимого для серьёзных исполнителей события и многом другом.

Свежий взгляд на задачу

Венгерский город-побратим Тольятти прислал приглашение ещё в феврале.

– Департамент культуры предложил отправить группу музыкантов на день города Надьканижа. Он у них совпал с 20-летием установления побратимских отношений с Тольятти, – рассказывает директор Тольяттинской филармонии Лидия Семёнова. – Мы обычно отказывались от таких предложений, поскольку у нас всегда сложности с небольшими составами. А в этот раз, подумав, решили согласиться. Всё-таки и у филармонии круглая дата — 25 лет.

И создали ансамбль. Его основа — четыре музыканта из Русского оркестра. К ним присоединили Александру Корчагину, которая работает у нас в отделе камерных программ. Ведь если ехать в Венгрию, то как обойтись без скрипки?

Тем более, в знак вежливости и благодарности, хорошо было бы исполнить что-нибудь венгерское. Первое, что приходит в голову — «Чардаш» Монти. Поэтому возникла кандидатура Анны Шаталовой — скрипачки и концертмейстера симфонического оркестра. Она мобильный музыкант, без проблем играет по слуху.

Невыездной инструмент

Инструментальную основу ансамбля составили домра, балалайка, аккордеон и контрабас-балалайка. Но оказалось, что провезти контрабас-балалайку в самолёте не получится — не проходит по габаритам даже в разобранном виде. Поэтому Сергей Андреев, артист Русского оркестра, поехал в Венгрию с приемлемой заменой — бас-гитарой.

– Конечно, с точки зрения аутентичности, звучания и эстетики, контрабас-балалайка придала бы колорита выступлению ансамбля. Но либо не ехать совсем, либо ехать с чем-то другим. Мы поспрашивали у тольяттинского вокалиста Павла Кудинова, который уже много лет живёт и работает в Вене — может быть, можно в этом городе арендовать инструмент (в Венгрию мы добирались в том числе и через Австрию). Но его там не нашлось, – пояснила Лидия Валентиновна.

А вот аккордеон пришлось разобрать — ради того, чтобы он летел как ручная кладь. Сдавать инструменты в багаж рискованно.

Польза связей

Костюмы в русском стиле для коллектива-делегата, который представлял российскую культуру в Венгрии, предоставил досуговый центр «Русич». Анна Шаталова оценила головной убор: надела — и нет проблем с причёской!

Иногда выгоднее подождать, чем торопиться

Творческой делегации повезло: музыканты два дня провели в Вене, успели сходить в оперу на спектакль «Бал-маскарад» и погулять по городу. А всё — благодаря причудам маркетинга: оказалось, что выгоднее было лететь через Хельсинки в Вену и там ночевать, а потом ехать в Надьканижу, чем добираться в Будапешт прямым рейсом и день в день.

– Побывать в Вене для музыкантов — святое дело! Не воспользоваться этим было бы преступной халатностью. И музыканты согласились часть расходов в эти два дня – день прилёта и день отлёта – взять на себя, пребывание же в Венгрии оплачивала принимающая сторона, – прокомментировала Семёнова.

Обмен опытом

В программе пребывания творческой делегации было посещение музыкальной школы Надьканижа имени венгерского композитора Ференца Фаркоша. Потому что музыканты ансамбля преподают в музыкальных школах.

Вариант празднования Дня города

День города Надьканижа совпал с фестивалем танца. Два дня на разных площадках города выступают разнообразные танцевальные коллективы – от национальных, до приверженцев современных направлений.

Участвуют все желающие – профессиональные танцоры и люди в инвалидных колясках. Завершается фестиваль парадом-шествием участников фестиваля в сценических костюмах.

Оставаться собой

Наших музыкантов приглашали именно на танцевальный фестиваль. Хотя они, понятно, на другом специализируются.

– Мы там были в диковинку. В основном выступали танцевальные коллективы и любительские — мы были единственным профессиональным. Да ещё и в национальных костюмах! – поделился артист ансамбля и Русского оркестра Павел Дудин.

Да, жалко, что контрабас-балалайка не поехала.

Что русского просят на бис

Ансамбль тольяттинской филармонии за два дня дал шесть концертов на закрытых площадках и улицах.

– Нам подпевали, – сообщила Александра Корчагина. – Старшее поколение изучало русский язык в школе. И сейчас в их школах всегда есть один класс, где можно изучать русский.

По словам участников поездки, помимо подготовленной программы из 15 инструментальных и вокальных произведений, на ура шли песни «Калинка» и «Катюша».

– На приёме у мэра нас попросили спеть «Подмосковные вечера». Подпевали и венгры, и болгары – делегация из города Казанлык, который, как и Тольятти, побратим Надьканижа, – рассказал Павел Дудин.

Приятное с полезным

– Мы создали Ансамбль солистов филармонии и специальную концертную программу для этой поездки, и у нас теперь есть некий продукт, который мы можем использовать – основа программы имеется. Ни минуты не сомневались, что результат будет интересным, так как каждый из участников ансамбля – превосходный музыкант!

И музицирование в составах малых форм – это ещё одна грань работы филармонии, которую мы активно развиваем, – подвела итог Лидия Семёнова.

Наталья Мишанина

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс